Наше мнение

Банки возвратят переведенные мошенникам средства:как и когда рассказал основатель, управляющий партнер «Ковалев и партнеры» Владимир Ковалев.

Проблему попытались решить законодательно: банки будут
проверять транзакции и стараться не допускать мошеннических действий, следуя утвержденному законом алгоритму. А если денежный перевод все же поступил на счет злоумышленников, то банк обязан компенсировать клиенту эту сумму из своих средств. Но здесь есть два нюанса. Первый — у Центробанка существует специальная, постоянно пополняемая база, где фиксируются случаи мошенничества. Сведения для нее предоставляют банки и платежные системы, сообщая регулятору о жалобах граждан на транзакции, проведенные без их согласия. В свою очередь, ЦБ систематизирует полученную информацию и направляет актуальные данные во все отечественные финансовые организации. База содержит множество параметров — сведения о плательщиках, получателях, совершенных операциях и иные уникальные идентификаторы. С осени прошлого года к формированию базы подключилось МВД, передавая информацию о совершенных противоправных
действиях.

Теперь все банки обязаны проверять денежные переводы и приостанавливать их при подозрении, что операция мошенническая.

Действия после приостановки перевода. Здесь нужно сказать о втором нюансе, предусмотренном законом. При выявлении подозрительной операции банк приостанавливает ее (или отказывает, если речь идет о переводе по СБП или платежной карте) — и далее действует по четкому алгоритму. Он обязан связаться с клиентом и сообщить, что перевод не выполнен, пояснить причины этого и запросить
подтверждение на проведение транзакции, если требуется. При этом закон предусматривает двухдневный период «охлаждения» — в этот срок банк не возобновляет прерванную
операцию, а клиент получает время подумать и принять решение. За два дня человек может посмотреть на ситуацию трезво, а не под влиянием эмоций.

Когда банк компенсирует ущерб. Это возможно только в том случае, если перевод мошенникам произошел по вине самой финансовой организации. Например, банк перевел деньги на счет из «черного списка» ЦБ, не уведомив клиента. Или же не информировал человека, что операция подозрительная. В этом случае банк обязан вернуть пострадавшему всю похищенную сумму: в течение 30 дней, если речь идет о переводах внутри страны, и в течение 60 дней при международных операциях. Возмещение будет происходить по заявлению от клиента из собственных средств финансовой
организации. Также банк обязан отключать дистанционное обслуживание для тех, кто выводит и обналичивает похищенные деньги.

Достаточно ли принятых мер и как могут злоупотреблять полномочиями банки , подробнее в материале РБК.

https://pro.rbc.ru/demo/66a240199a7947033005150b