Наше мнение

Судебные споры маркетплейсов и продавцов: какие ситуации возникают и как разрешаются – разбирается адвокат юридической компании «Ковалёв и партнеры» Кристина Цыпкало.

«Количество предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, только увеличивается. Если в конце прошлого года на крупнейших площадках России насчитывалось 550 тысяч продавцов, то к концу 2024 года их число может достигнуть 700 тысяч. Естественно, чем больше ИП и компаний приходит на рынок интернет-торговли, тем чаще возникают судебные споры между селлерами и маркетплейсами.

В Союзе потребителей России недавно заявили, что суммы исков к маркетплейсам растут быстрее оборота площадок, при этом почти 87% из них пришлись на последние три года. С 2021 года предприниматели подали к Ozon и Wildberries почти 4300 исковых заявлений», — отметила адвокат Кристина Цыпкало.


Вынесение штрафов или отсутствие выплат

Маркетплейсы могут назначать продавцам штрафы — условия сотрудничества всегда прописаны в правилах площадки. Проблема в том, что сами предприниматели зачастую не читают эти правила или относятся к ним легкомысленно и не соблюдают их. Из-за этого не всегда удается оспорить наложенные штрафы в судебном порядке, а ведь речь идет о немаленьких суммах.

Споры по поводу товарных знаков и блокировки карточек

По данным ФАС, с начала 2024 года на маркетплейсах заблокировано более 2 млн карточек товаров по жалобам правообладателей, поэтому данная проблема весьма распространена. Чтобы избежать блокировки, всегда проверяйте слова и логотипы, которые используете, через систему Роспатента – на официальном сайте есть возможность провести семантический, фонетический поиск или по написанию.

Что касается маркетплейсов, то в подобных делах суды чаще всего признают их информационными посредниками, отмечая, что те не являются прямыми продавцами товаров.

Потеря или порча товара

Нередкая ситуация со стороны маркетплейсов, причем от нее страдают как продавцы, так и покупатели, которые получают заказанную продукцию в ненадлежащем виде и вынуждены отказываться от выкупа или оформлять возврат. Селлеры несут большие убытки – но, как правило, выигрывают подобные дела.

Судебные инстанции в спорах с маркетплейсами нередко встают на сторону продавцов. Но, как и в любых делах, здесь важна доказательственная база и первоначальные грамотные шаги со стороны селлера: своевременное обращение с требованиями к маркетплейсу, сохранение всех документов, отчетов и фиксация переписки с площадкой.

Подробнее в материале ComNews.ru